В. И. ЛЕНИН о религии
Из работы «Социализм и религия»
«Экономическое угнетение рабочих неизбежно вызывает и порождает
всякие виды угнетения политического, принижения социального, огрубления и затемнения духовной и
нравственной жизни масс. Рабочие могут
добиться себе большей или меньшей
политической свободы для борьбы за свое экономическое освобождение, но никакая
свобода не избавит их от нищеты, безработицы и гнета, рока не сброшена будет
власть капитала. Религия есть один из видов духовного гнета, лежащего везде и
повсюду на народных массах, задавленных вечной работой на других, нуждою и
одиночеством. Бессилие эксплуатируемых классов в борьбе с эксплуататорами так
же неизбежно порождает веру в лучшую загробную жизнь, как бессилие дикаря с
природой порождает веру в богов, в чертей,в чудеса и т.п. Того, кто всю жизнь
работает и нуждается, религия учит смирению и терпению в земной жизни, утешая
надеждой на небесную награду. А тех, кто живет чужим трудом, религия учит
благотворительности в земной жизни, предлагая им очень дешевое для всего их
эксплуататорского существования и продавая по сходной цене билеты на небесное
благополучие. Религия есть опиум народа. Религия – род духовной сивухи, в
которой рабы капитала топят свой человеческий образ, свои требования на
сколько-нибудь достойную человека жизнь».
ПСС, т.12, с.142-143.
Из работы «Об отношении рабочей партии к религии».
…«Социал-демократия строит все свое
миросозерцание на научном социализме,
т.е. марксизме. Философской основой марксизма, как неоднократно заявляли и
Маркс и Энгельс является диалектический материализм, вполне воспринявший
исторические традиции материализма 18-го века во Франции и Фейербаха (первая
половина 19-го века) в Германии, - материализма безусловно атеистического,
решительно враждебного всякой религии»…
…«Религия есть опиум народа, - это изречение
Маркса есть краеугольный камень всего миросозерцания марксизма в вопросе
о религии. Все современные религии и церкви, все и всяческие религиозные
организации марксизм рассматривает всегда, как органы буржуазной реакции,
служащие защите эксплуатации и одурманиванию рабочего класса».
… «Мы должны бороться с религией. Это – азбука всего
материализма и, следовательно, марксизма. Но марксизм не есть
материализм, остановившийся на азбуке. Марксизм
идет дальше. Он говорит: надо уметь бороться с религией, а для
этого надо материалистически объяснить источники веры и религии у
масс. Борьбу с религией нельзя
ограничить абстрактно-идеологической проповедью, нельзя сводить к такой
проповеди; эту борьбу надо поставить с
связь с конкретной практикой классового движения, направленного к устранению
социальных корней религии».
… «Страх перед слепой силой капитала, которая слепа,
ибо не может быть предусмотрена массами народа, которая на каждом шагу жизни
пролетария или мелкого хозяйчика грозит ему принести и приносит «внезапное», «неожиданное», «случайное» разорение, гибель, превращение в
нищего, в паупера, в проститутку, голодную смерть, - вот тот корень
современной религии, который прежде всего и больше всего должен иметь в виду
материалист, если он не хочет оставаться материалистом подготовительного класса».
… «Следует ли отсюда, что просветительская книжка
против религии вредна или излишня? Нет. Из этого следует совсем не это. Из
этого следует, что атеистическая пропаганда социал-демократии должна быть подчинена
ее основной задаче: развитию классовой борьбы эксплуатируемых масс
против эксплуататоров»,
ПСС, т.17,с.415-435
Из работы «Классы и партии в их отношении к религии и
церкви»
«Представитель контрреволюционной буржуазии хочет
укрепить религию, хочет укрепить влияние
религии на массы, чувствуя недостаточность, устарелость, даже вред,
приносимый правящим классам «чиновниками
в рясах», которые понижают авторитет
церкви. Октябрист воюет против крайностей клерикализма и полицейской опеки для
усиления влияния религии на массы, для замены хотя бы некоторых средств
оглупления народа, слишком грубых, слишком устарелых, слишком обветшавших,
недостигающих цели, - более тонкими, более усовершенствованными средствами.
Полицейская религия уже недостаточна для оглупления масс, дайте нам религию более культурную,
обновленную, более ловкую, способную действовать в самоуправляющемся приходе, -
вот чего требует капитал от самодержавия».
ПСС, т.17, с.434-435.