В. И. ЛЕНИН  о религии

 

  Из работы «Социализм и религия»

 

«Экономическое угнетение рабочих неизбежно вызывает и порождает всякие виды угнетения политического, принижения социального,  огрубления и затемнения духовной и нравственной жизни масс.  Рабочие могут добиться себе  большей или меньшей политической свободы для борьбы за свое экономическое освобождение, но никакая свобода не избавит их от нищеты, безработицы и гнета, рока не сброшена будет власть капитала. Религия есть один из видов духовного гнета, лежащего везде и повсюду на народных массах, задавленных вечной работой на других, нуждою и одиночеством. Бессилие эксплуатируемых классов в борьбе с эксплуататорами так же неизбежно порождает веру в лучшую загробную жизнь, как бессилие дикаря с природой порождает веру в богов, в чертей,в чудеса и т.п. Того, кто всю жизнь работает и нуждается, религия учит смирению и терпению в земной жизни, утешая надеждой на небесную награду. А тех, кто живет чужим трудом, религия учит благотворительности в земной жизни, предлагая им очень дешевое для всего их эксплуататорского существования и продавая по сходной цене билеты на небесное благополучие. Религия есть опиум народа. Религия – род духовной сивухи, в которой рабы капитала топят свой человеческий образ, свои требования на сколько-нибудь достойную человека жизнь».

ПСС, т.12, с.142-143.

 

Из работы «Об отношении рабочей партии к религии».

 

…«Социал-демократия строит все свое миросозерцание  на научном социализме, т.е. марксизме. Философской основой марксизма, как неоднократно заявляли и Маркс и Энгельс является диалектический материализм, вполне воспринявший исторические традиции материализма 18-го века во Франции и Фейербаха (первая половина 19-го века) в Германии, - материализма безусловно атеистического, решительно враждебного всякой религии»…

…«Религия есть опиум народа, - это  изречение  Маркса есть краеугольный камень всего миросозерцания марксизма в вопросе о религии. Все современные религии и церкви, все и всяческие религиозные организации марксизм рассматривает всегда, как органы буржуазной реакции, служащие защите эксплуатации и одурманиванию рабочего класса».

… «Мы должны бороться с религией. Это – азбука всего материализма и, следовательно, марксизма. Но марксизм не есть материализм, остановившийся на азбуке. Марксизм  идет дальше. Он говорит: надо уметь бороться с религией, а для этого надо материалистически объяснить источники веры и религии у масс.  Борьбу с религией нельзя ограничить абстрактно-идеологической проповедью, нельзя сводить к такой проповеди; эту борьбу  надо поставить с связь с конкретной практикой классового движения, направленного к устранению социальных корней религии».

… «Страх перед слепой силой капитала, которая слепа, ибо не может быть предусмотрена массами народа, которая на каждом шагу жизни пролетария или мелкого хозяйчика грозит ему принести и приносит  «внезапное», «неожиданное»,  «случайное» разорение, гибель, превращение в нищего, в паупера, в проститутку, голодную смерть, - вот тот корень современной религии, который прежде всего и больше всего должен иметь в виду материалист, если он не хочет оставаться материалистом подготовительного класса».

… «Следует ли отсюда, что просветительская книжка против религии вредна или излишня? Нет. Из этого следует совсем не это. Из этого следует, что атеистическая пропаганда социал-демократии должна быть подчинена ее основной задаче: развитию классовой борьбы эксплуатируемых масс против  эксплуататоров»,

ПСС, т.17,с.415-435

 

Из работы «Классы и партии в их отношении к религии и церкви»

 

«Представитель контрреволюционной буржуазии хочет укрепить религию,  хочет укрепить влияние религии на массы, чувствуя недостаточность, устарелость, даже вред, приносимый  правящим классам «чиновниками в рясах», которые  понижают авторитет церкви. Октябрист воюет против крайностей клерикализма и полицейской опеки для усиления влияния религии на массы, для замены хотя бы некоторых средств оглупления народа, слишком грубых, слишком устарелых, слишком обветшавших, недостигающих цели, - более тонкими, более усовершенствованными средствами. Полицейская религия уже недостаточна для оглупления  масс, дайте нам религию более культурную, обновленную, более ловкую, способную действовать в самоуправляющемся приходе, - вот чего требует капитал от самодержавия».

ПСС, т.17, с.434-435.

                                                                                   Возврат  в оглавление

 

Hosted by uCoz