В.И  Ленин

                        

                                                                    ТРИ  ИСТОЧНИКА И   ТРИ  СОСТАВНЫХ   ЧАСТИ МАРКСИЗМА

 

         Учение Маркса вызывает к себе во всем цивилизованном мире величайшую вражду и ненависть всей буржуазной (и ка­зенной, и либеральной) науки, которая видит в марксизме не­что вроде «вредной секты». Иного отношения нельзя и ждать, ибо «беспристрастной» социальной науки не может быть в об­ществе, построенном на классовой борьбе. Так или иначе, но вся казенная и либеральная наука защищает наемное рабство, а марксизм объявил беспощадную войну этому рабству. Ожи­дать беспристрастной науки в обществе наемного рабства — такая же глупенькая наивность, как ожидать беспристрастия фабрикантов в вопросе о том, не следует ли увеличить плату рабочим, уменьшив прибыль капитала.

    Но этого мало. История философии и история социальной науки показывают с полной ясностью, что в марксизме нет ни­чего похожего на «сектантство» в смысле какого-то замкнутого, закостенелого учения, возникшего в стороне от столбовой до­роги развития мировой цивилизации. Напротив, вся гениаль­ность Маркса состоит именно в том, что он дал ответы на вопросы, которые передовая мысль человечества уже поста­вила. Его учение возникло как прямое и непосредственное про­должение учения величайших представителей философии, поли­тической экономии и социализма.
Учение Маркса всесильно, потому что оно верно. Оно полно и стройно, давая людям цельное миросозерцание, непримири­мое ни с каким суеверием, ни с какой реакцией, ни с какой защитой буржуазного гнета. Оно есть законный преемник луч­шего, что создало человечество в
XIX веке в лице немецкой философии, английской политической экономии, французского социализма.
На этих трех источниках и вместе с тем составных частях марксизма мы  вкратце и остановимся.


                                                                                                             
Ι
Философия марксизма есть материализм. В течение всей новейшей истории Европы, и особенно в конце   XVIII   века,   во Франции, где  разыгралась  решительная  битва   против   всяческого средневекового хлама, против крепостничества в учреж­дениях и в идеях, материализм оказался единственной по­следовательной философией, верной всем учениям естественных наук, враждебной суевериям, ханжеству и т. п. Враги де­мократии старались поэтому всеми силами «опровергнуть», по­дорвать, оклеветать материализм и защищали разные формы философского идеализма, который всегда сводится, так или иначе, к защите или поддержке религии.

Маркс и Энгельс самым решительным образом отстаивали философский материализм и неоднократно разъясняли глубокую ошибочность всяких уклонений от этой основы. Наиболее ясно и подробно изложены их взгляды в сочинениях Энгельса: «Людвиг Фейербах» и «Опровержение Дюринга», которые — подобно «Коммунистическому Манифесту» — являются на­стольной книгой всякого сознательного рабочего.

Но Маркс не остановился на материализме XVIII века, а двинул философию вперед. Он обогатил ее приобретениями немецкой классической философии, особенно системы Гегеля, которая в свою очередь привела к материализму Фейербаха. Главное из этих приобретений — диалектика, т.-е. учение о развитии в его наиболее полном, глубоком и свободном от односторонности виде, учение об относительности человече­ского знания, дающего нам отражение вечно развивающейся материи. Новейшие открытия естествознания — радий, элек­троны, превращение элементов — замечательно подтвердили диалектический материализм Маркса, вопреки учениям бур­жуазных философов с их «новыми» возвращениями к старому и гнилому идеализму.

Углубляя и развивая философский материализм, Маркс до­вел его до конца, распространил его познание природы на по­знание человеческого общества. Величайшим завоеванием на­учной 'мысли явился исторический материализм Маркса. Хаос и произвол, царившие до сих пор во взглядах на историю и на политику, сменились поразительно цельной и стройной научной теорией, показывающей, как из одного уклада общественной жизни развивается, вследствие роста производительных сил, другой, более высокий, — из крепостничества, например, вы­растает капитализм.
Точно так же, как познание человека отражает независимо от него существующую природу, т.-е. развивающуюся материю, так общественное познание человека (т.-е. разные взгляды и учения философские, религиозные, политические и т. п.) отра­жает экономический строй общества. Политические учреждения являются надстройкой над экономическим основанием. Мы видим, например, как разные политические формы современ­ных европейских государств служат укреплению господства буржуазии над пролетариатом.

Философия Маркса есть законченный философский материа­лизм, который дал человечеству великие орудия познания, а рабочему классу — в особенности.


                                                                                                          
II
Признав, что экономический строй является основой, на ко­торой возвышается политическая надстройка, Маркс всего более внимания уделил изучению этого экономического строя. Главный труд Маркса — «Капитал» посвящен изучению эко­номического строя современного, т.-е. капиталистического, об­щества.

Классическая политическая экономия до Маркса сложилась в Англии — самой развитой капиталистической стране. Адам Смит и Давид Рикардо, исследуя экономический строй, поло­жили начало трудовой теории стоимости. Маркс продолжал их дело. Он строго обосновал и последовательно развил эту тео­рию. Он показал, что стоимость всякого товара определяется количеством общественно-необходимого рабочего времени, идущего на производство товара.

Там, где буржуазные экономисты видели отношение вещей (обмен товара на товар), там Маркс вскрыл отношение между людьми. Обмен товаров выражает связь между отдельными производителями при посредстве рынка. Деньги означают, что эта связь становится все теснее, неразрывно соединяя всю хо­зяйственную жизнь отдельных производителей в одно целое. Капитал означает дальнейшее развитие этой связи: товаром ста­новится рабочая сила человека. Наемный рабочий продает свою рабочую силу владельцу земли, фабрик, орудий труда. Одну часть рабочего дня рабочий употребляет на то, чтобы покрыть расходы на содержание свое и своей семьи (заработная плата), а другую часть дня рабочий трудится даром, создавая приба­вочную стоимость для капиталиста, источник прибыли, источ­ник богатства класса капиталистов.

Учение о прибавочной стоимости есть краеугольный камень экономической теории Маркса.

Капитал, созданный трудом рабочего, давит рабочего, разо­ряя мелких хозяев и создавая армию безработных. В промыш­ленности победа крупного производства видна сразу, но и в земледелии мы видим то же явление: превосходство крупного капиталистического земледелия увеличивается, растет примене­ние машин, крестьянское хозяйство попадает в петлю денеж­ного капитала, падает и разоряется под гнетом отсталой техники. В земледелии — иные формы падения мелкого произ­водства, но самое падение его есть бесспорный факт.   Побивая мелкое производство, капитал ведет к увеличению производительности труда и к созданию монопольного положе­ния союзов крупнейших капиталистов. Самое производство ста­новится все более общественным, — сотни тысяч и миллионы рабочих связываются в планомерный хозяйственный орга­низм, — а продукт общего труда присваивается горстью капи­талистов. Растет анархия производства, кризисы, бешеная погоня за рынком, необеспеченность существования для массы населения.

Увеличивая зависимость рабочих от капитала, капиталисти­ческий строй создает великую мощь объединенного труда.

От первых зачатков товарного хозяйства, от простого об­мена, Маркс проследил развитие капитализма до его высших форм, до крупного производства.

И опыт всех капиталистических стран, как старых, так и но­вых, показывает наглядно с каждым годом все - большему и большему числу рабочих правильность этого учения Маркса.

Капитализм победил во всем мире, но эта победа есть лишь преддверие победы труда над капиталом.


                                                                                                     
III
Когда было свергнуто крепостничество и на свет божий явилось «свободное» капиталистическое общество, — сразу обнару­жилось, что эта свобода означает новую систему угнетения и эксплуатации трудящихся. Различные социалистические учения немедленно стали возникать, как отражение этого гнета и про­тест против него. Но первоначальный социализм был утопиче­ским социализмом. Он критиковал капиталистическое общество, осуждал, проклинал его, мечтал об уничтожении его, фантази­ровал о лучшем строе, убеждал богатых в безнравственности эксплуатации.

Но утопический социализм не мог указать действительного выхода. Он не умел ни разъяснить сущность наемного рабства при капитализме, ни открыть законы его развития, ни найти ту общественную силу, которая способна стать творцом нового общества.

Между тем бурные революции, которыми сопровождалось падение феодализма, крепостничества, везде в Европе и осо­бенно во Франции, все нагляднее вскрывали, как основу всего развития и его движущую силу, борьбу классов .Ни одна победа политической свободы над классом крепост­ников на была завоевана без отчаянного сопротивления. Ни одна капиталистическая страна не сложилась на более или ме­нее свободной, демократической основе, без борьбы не на жизнь, а на смерть, между разными классами капиталистиче­ского общества. Гениальность Маркса состоит в том, что он сумел раньше всех сделать отсюда и провести последовательно тот вывод, которому учит всемирная история. Этот вывод есть учение о классовой борьбе.

     Люди всегда были и всегда будут глупенькими жертвами обмана и самообмана в  политике, пока они не научатся за любыми нравственными, религиозными, политическими, со­циальными фразами, заявлениями, обещаниями разыскивать интересы тех или иных классов. Сторонники реформы и улуч­шений всегда будут одурачиваемы защитниками старого, пока не поймут, что всякое старое учреждение, как бы дико и гнило оно ни казалось, держится силами тех или иных господствую­щих классов. А чтобы сломать  сопротивление этих классов, есть только одно средство: найти в самом окружающем нас обществе, просветить и организовать для борьбы такие силы, которые могут — и по своему общественному положению должны — составить силу, способную смести старое и создать новое.

Только философский материализм Маркса указал пролета­риату выход из духовного рабства, в котором прозябали доныне все угнетенные классы. Только экономическая теория Маркса разъяснила действительное положение пролетариата в общем строе капитализма.

Во всем мире, от Америки до Японии и от Швеции до Южной Африки, множатся самостоятельные организации про­летариата. Он просвещается и воспитывается, ведя свою клас­совую борьбу, избавляется от предрассудков буржуазного об­щества, сплачивается все теснее и учится измерять меру своих успехов, закаляет свои силы и растет неудержимо.


                 
Напечатано в журнале «Просвещение» № 3, март  1913 г.

 

                                                                                            Возврат  в оглавление

Hosted by uCoz